Фотография: копирование действительности или погоня за моментом?

Недавно в одной книге по фотографии я прочел интересную мысль, что некоторые снимки являются простым копированием действительности. Тогда я просто впал в смятение, ведь по сути дела все фотографии это и есть копирование в цифровой формат того, что на самом деле происходило в реальности. Но, все-таки, есть те важные особенности, которые отличают простое бездумное копирование действительности от художественного снимка.

Еще до прочтения этой книги я заметил, что большинство моих снимков просто тупо констатируют факт существования того или иного объекта или субъекта. Таким образом, тогда я интуитивно определил для себя понятие – «Констатация факта», как нельзя лучше определяющее характер таких снимков.

Поясню на примере. Когда я фотографировал грибы в лесу (знаю, звучит немного смешно, но продолжим), все фотографии скосились под одну гребенку и были абсолютно идентичными, хоть и с разным содержанием. Например, этот снимок. Глядя на него так и хочется сказать не «ух ты, как красиво», а  «о, гриб». И все. И точка. Этот снимок просто констатирует факт существования этого гриба в лесу, и не более.

Белый гриб в лесу

Nikon d3100 + Телеобъектив Nikkor 55-200mm f/4-5.6G; Параметры съемки: Апертура: f/7.1, Выдержка: 1/200 с., ИСО: 800, ФР — 165 мм

В тот момент мне стало просто скучно помещать каждый гриб по центру кадра, и я решил поместить его в левой части. Что ж, я думаю получилось интереснее, но все равно не дотягивает, как будто чего то не хватает, хоть убей.

Молодой белый гриб

Nikon d3100 + Телеобъектив Nikkor 55-200mm f/4-5.6G; Параметры съемки: Апертура: f/7.1, Выдержка: 1/200 с., ИСО: 800, ФР — 165 мм

Или еще пример. Этот снимок сделан в походе к Белухе, в последний день пребывания на озере Ак-Кем.  Несмотря на то, что мне нравится эта фотография, смотря на нее мне также хочется сказать ни «красиво», ни «классно», а просто «о, Белуха», и все. Но если бы я снял тот же кадр, но в других условиях (так сказать, поймал момент), например при утреннем солнце, да еще и с красивыми облаками, проплывающими немного выше вершин, и наиболее четким зеркальным отражением, получилось бы намного удачнее и такой снимок уже не назвался бы простым копированием действительности.

Гора Белуха, Горный Алтай

Nikon d3100 + объектив Nikkor 18-55 mm f/3.5-5.6G; Параметры съемки: Апертура: f/13, Выдержка: 1/320 с., ИСО: 200, ФР — 22 мм

В качестве удачного примера могу привести один из последних снимков. Вообще, я случайно встал на то место, и даже не планировал изначально поймать такой момент. Просто мне подумалось что на этом месте можно получить интересный по композиции снимок. Сначала я немного поснимал этот пейзаж без особых условий — как раз когда я туда подъехал, солнце спряталось за облаком. Я уже хотел было уезжать, но вдруг пошел снег, и у меня появилась идея, что очень интересно будет выглядеть БОКЕ снежинок, бликующих в лучах закатного солнца, и я решил дождаться момента, когда солнце выглянет из-за тучи. Минут через пять оно наконец-таки начало потихоньку показываться, и наверное после 10 дублей, мне удалось получить этот снимок, на мой взгляд, лучше всего передающий тот момент. Также очень выручил телеобъектив Nikkor 55-200mm f/4-5.6 G — фото было снято на фокусном расстоянии 116 мм, а теперь представьте, что получилось бы на тех же, допустим, 55 мм, максимальных для некоторых объективов (того же kit-ового) — в кадр попало бы много лишних и ненужных деталей, и для получения такого результата снимок пришлось бы кадрировать, что повлияло бы на его качество.

Снежинки, бликующие в лучах закатного солнца

Nikon d3100 + Телеобъектив Nikkor 55-200mm f/4-5.6G; Параметры съемки: Апертура: f/9, Выдержка: 1/1000 с., ИСО: 400, ФР — 116 мм

Итак, продолжая мысль первого абзаца, необходимо сказать, что все эти особенности зависят от того, что автор снимка посчитал нужным включить в кадр (то бишь, композиция снимка), искал ли он в природе материал для создания фотографии, которая наиболее лучшим образом передаст ее настроение, особенности местности и пр., или просто бездумно сфотографировал первый попавший в его поле зрения клочок леса, поля, озера и т. д. не выбрав для этого подходящих условий, или, не отыскав в окружающей действительности каких-то особых наиболее выразительных предметов для создания правильной композиции, и расставив их в хаотичном бездумном порядке.

Если раньше я просто фотографировал то, что видел вокруг себя, особо ни о чем не задумываясь, (но все же не случайно включал в кадр какой-либо объект или субъект), а потом просматривая кучу фотографий с трудом выискивал то, что вызывает хотя бы небольшой внутренний отклик, на что приятно смотреть и т. д. то сейчас я стараюсь больше задумываться над тем, что именно включить в кадр, и при каких условиях, больше смотреть и искать то, что может красиво получиться на снимке и думать, в каких условиях это сфотографировать. Просто у меня есть такая неприятная особенность – я не могу остановиться, когда начинаю снимать все подряд, думаешь надо снять вот это, вот это, и это тоже вроде красиво, а потом отходишь от этого бездумного фотографирования – затягивает :-) .  А когда просматриваешь полученные снимки, то оказывается что лишь некоторые, совсем малая их часть, может с натягом назваться фотографией, а остальные можно просто без сожаления удалить.

Сейчас, когда технические моменты хорошо закрепились в голове, уже даже не хочется фотографировать все подряд, начало приходить понимание, что фотография – это погоня за определенным моментом и вдумчивое построение композиции. Например, вот ненадолго показался из-за облаков солнечный луч, красиво осветив все вокруг. Или свет зимнего солнца на рассвете красиво пробивается через деревья, покрытые инеем, которые отбрасывают на снег эффектные тени, передающие неровную фактуру его поверхности, а где то в глубине за стволами деревьев солнце красиво подсветило утреннюю дымку или туман. Или красивое закатное небо, которое играет всяческими оттенками различных цветов, а облака расположились таким образом, что солнце, едва пробиваясь через небольшой промежуток между ними, показало красивый луч в виде четкой прямой линии или отбросило на землю красивый свет. А вот бабочка села на цветок, и дождавшись момента, когда она раскроет крылья, вспомнив про правило 1/3, фотограф намеренно размещает ее в левой или правой части кадра, оставляя место по направлению поворота ее туловища и, открыв диафрагму для получения размытого фона, нажимает на кнопку спуска затвора.

Да что там говорить, даже простой закат на озере – чем ни момент, который больше никогда не повториться? Еще ни разу я не видел одинаковых закатов. Например, закат, который мне удалось запечатлеть на фотографиях ниже, я считаю наиболее удачным из всех остальных. Просто в тот момент я попал в нужное место в нужное время, вот и все.

Представьте, что эта же фотография сделана в солнечный день, когда на небе нет ни единого облачка, а от ветра по воде идет рябь? Все-таки этот вариант снимка, когда в безветренный вечер в глади озера отражаются необычные облака и приплывшая слева лабза, а вдали еще багровеет горизонт, выглядит более удачным.

Закат на озере большой Артуган, Чаны

Nikon d3100 + объектив Nikkor 18-55 mm f/3.5-5.6G; Параметры съемки: Апертура: f/6.3, Выдержка: 1/320 с., ИСО: 400, ФР — 22 мм

Или еще одна фотография, сделанная в тот же вечер. Чтобы получить этот снимок, пришлось поставить телеобъектив. Не знаю, как вам, но мне она просто нравится :-)

Розовый закат на озере Большой Артуган в р. п. Чаны

Nikon d3100 + объектив Nikkor 55-200 mm f/4-5.6G; Параметры съемки: Апертура: f/6.3, Выдержка: 1/250 с., ИСО: 400, ФР — 165 мм

Попасть в подходящее место в подходящее время, и желательно иметь при себе чистую голову для того, чтобы поместить в кадр наиболее удачные с точки зрения композиции предметы/субъекты/объекты, и выставить подходящие настройки камеры, использовать все имеющиеся возможности фототехники – вот что значит  получить хороший снимок, который будет радовать не только тебя, но и зрителя, которые будет смотреть на твое творение. Это союз композиции и  условий съемки – момента, ведь при одних условиях освещения какой-то субъект или объект может выглядеть мрачно и не выразительно, но стоит добавить определенные условия – красивый свет закатного или рассветного солнца, дымку, туман и т. п. – как все заиграет совершенно другими красками. Да, я пишу исходя из съемки природы, пейзажей, но все это справедливо и для фотографирования в любых других жанрах при естественных условиях освещения.

Вообще, в этой же книге автор советует относиться к фотографии, как к фотокартине. Я понял это, когда отбирал фотографии для печати с последующей упаковкой в рамку и вешанием на стену. Едва ли набралось штук 10-20 со всякой живностью и пейзажами, из которых можно выбрать 5 наиболее удачных, а остальные 20 семейных фотографий. Так что это очень разумное отношение, исходя даже из простого сохранения дискового пространства на компьютере, а также экономии нервов и времени при просмотре и выборе наиболее удачных фотографий.

Но, все же, не стоит пренебрегать съемкой одного и того же объекта несколько раз – часто только третий или четвертый снимок у меня получался удачнее, чем все предыдущие, поэтому каким то образом необходимо найти ту самую золотую середину.

Ну да ладно, подведем итог. Чтобы получить хорошее фото, которое будет достойно называться художественным, нужно приложить немало усилий. Сейчас у меня язык не поворачивается назвать этим словом ни одного своего снимка, я просто могу привести их как пример, пусть может и не совсем удачный, просто чтобы было понятно. Но на этом я не останавливаюсь, и считаю, что все лучшие фотографии еще впереди. Так что если вам интересно, читайте блог, и следите за моим развитием, ну и сами не останавливайтесь на достигнутом! Удачи, и хороших фотографий!

Комментировать

Перед отправкой формы: