Фото отчет о походе к Белухе, дни 7-9

День 7. 30-ти километровая гонка до трех берез, убитые ноги и сказочный борщ

Вот и настало время уходить нам из этого красивого места. Вроде и хотелось уже домой, но вместе с этим хотелось остаться, и было даже немного грустно. За все два дня нашего пребывания здесь погода стояла самой безоблачной и безветренной, и перед уходом наконец-то получилось заснять зеркальное отражение Белухи в Ак-Кеме.

Зеркальное отражение Белухи в озере Ак-Кем

К обеду начала подниматься жара, и когда мы практически уже упаковали рюкзаки начало возникать желание искупнуться, да еще и Аня подстегивала: «Ну ребята, давайте же, такая жара и последний день на Ак-Кеме, как не искупаться?» :-) . Один бы я, конечно, не полез, но тут Челябинские ребята тоже решились, и мы быстро забежали и гораздо медленнее вылезли из этой ледяной воды, такой ледяной, что даже челюсти чуть не свело, а глубина – почти с самого берега скрывает по шею :-) . Так что с купанием здесь надо быть поосторожнее, а так вообще, конечно, непередаваемые ощущения :-) .

Но вот и все, после купания мы сразу накидываем на плечи рюкзаки, и снова в путь. На сегодня у нас намечен переход вдоль реки Ак-Кем, длиной чуть больше 30-ти километров, до стоянки «Три березы».

Вообще, в этот день мы шли в основном только по лесу, и кроме стволов деревьев и корней под ногами почти ничего и не получалось увидеть, и только изредка на привалах оглядывались на Белуху, которая еще возвышалась над верхушками деревьев, но и она в скором времени скрылась из виду.

Шли мы весь день, то поднимаясь, то тут же спускаясь вниз, такая тут была дорога. Под вечер начали встречаться поваленные деревья, которые то и дело перегораживали дорогу, и приходилось перелазить через них. Усталость уже чувствовалась довольно отчетливо, да и ноги натерло так, что каждый шаг давался с трудом и болью, а мы все не приходили и не приходили. Если в начале дня я шел в числе первых, то сейчас плелся почти в самом конце. На привалы уже почти не останавливались, так как время шло к закату, и нужно было как можно скорее добраться до стоянки, и уже в конце просто идешь как зомби, и смотришь только под ноги, а в голове мысли «Когда же уже эти гребаные три березы?». Тут еще и гиды обещаниями кормят: «Вот, осталось только перейти через этот холмик, а там уже почти пришли» :-) . Ага, как бы ни так, шли еще после этого холмика часа полтора :-) .

Но, всему когда-нибудь приходит конец, и мы еле-еле доковыляли и просто плюхнулись на землю от усталости. Шедшие впереди ребята уже расположились, расставили палатки, сидели и пили пиво. И даже у меня, совершенно не пьющего человека, возникло желание выпить бутылочку. Сначала предлагал Паша, но я чего-то замялся, потом желание немного усилилось, причем больше хотелось просто пить, спросил у Гульнары про стоимость, а она тут же принесла и вручила мне бутылку :-) . Ну как тут отказаться :-) . Я присел поудобнее и начал рассматривать свои сморщенные ноги. Мозоли горели, а один вообще лопнул, и болел больше всех. Обработав вокруг йодом, замотал палец пластырем.

Примерно через час, когда все отдохнули и поставили палатки, нас позвали на ужин. Когда все уже сели за стол, в нашу сторону начал медленно приближаться Дима, все сразу обратили на него внимание, а точнее на его походку – у него естественно и почти непринужденно получалось изобразить механизированную походку робота, кто-то даже попытался озвучить его движения – «вжик, вжик, вжик». Под общий добрый смех Дима сел за стол. Не, ну действительно, было весело смотреть на походку ребят, особенно когда знаешь, что и сам так ходишь, да еще и когда потом смеются над твоей походкой :-) .

Начали подавать еду. Было приятным удивлением увидеть домашний борщ, а съев одну ложку, уже невозможно было остановиться – такого вкусного борща я не пробовал давненько, да еще и отменные алтайские лепешки вприкуску – вообще сказка :-) . А потом все хором от души сказали спасибо хозяйке Алле Васильевне за этот вкусный ужин :-) .

После ужина мы сели около костра. Было время вспомнить все события сегодняшнего дня, и обсудить дальнейшие действия. Была возможность проехать завтрашние 20 километров на ГАЗ 66, но стоила она ни много  ни мало – 1000 рублей. Конечно, было много возмущений по поводу такой цены, но все-таки в конечном итоге все согласились, так как после такого 30-ти километрового перехода мало кому хотелось пройти еще 20 завтра. Все устали, и понемногу начали расходиться по палаткам. Погода была ясной и теплой, несколько человек даже изъявил желание спать на улице под звездами, которое, впрочем, тут же успешно осуществили. Музыка какой-то дьявольской гулянки на стоянке нарушала ночную тишину, но вскоре и она была выключена, и теперь можно было лечь и спокойно уснуть.

День 8. Веселые карусели на ГАЗ 66 и прощальный ужин Усть-Коксе

Как и всегда, утро выдалось солнечным и теплым. Я поднялся, наверное, позже всех, когда все уже сидели за завтраком, и под уже знакомый веселый смех и слова ободрения похромал умываться. На завтрак был овощной салат, и все те же вкусные алтайские лепешки со свежим медом и чаем. Позавтракав, начинаем собирать вещи – уже скоро за нами приедет ГАЗ 66.

В ожидании машины можно было немного прогуляться, что я и сделал – как же легко все-таки идти без рюкзака :-) . Но вот навстречу мимо пронесся 66, и я поспешил обратно, но оказалось, это не за нами, и минут через 15 подоспела и наша машина. Сгрузив рюкзаки и себя, дозвавшись наконец-то Алексея, и убедившись в  наличии всех членов группы на борту, мы оповестили водителя о готовности, и тот, с громким хрустом коробки – «ккххррр», включил скорость, и повез нас в известном направлении – в Тюнгур. Я не буду рассказывать, как мы ехали на этом чуде советской техники по глубоким колеям и буеракам вдоль обрыва, пересекали вброд Катунь, а просто выложу здесь видео :-) .

На перевале Кузуяк появилась связь после долгого отсутствия, и у всех то и дело начали пиликать телефоны. Пока не пропала связь, позвонили и заказали баню на вечер. С Кузуяка уже виднеется в дали в дымке Тюнгур – значит, мы уже почти приехали!

Подъезжая к Тюнгуру начал накрапывать дождь. За нами должна была подъехать машина, чтобы отвезти в Усть-Коксу, но по каким-то причинам она задерживалась. Мы спрятались от дождя в кафе, где немного перекусили и попили чаю с лепешками и медом. Примерно через час машина наконец-то пришла, мы погрузили рюкзаки, укрыли их от дождя кто как мог, и поехали в Коксу. По дороге так укачало и расслабило, что практически всех сморило в сон – еще бы, после такого путешествия сил не оставалось ни у кого, и хотелось просто молча посидеть хотя бы с закрытыми глазами :-) .

Примерно после часа езды прибываем на базу. У того, кто больше не хотел ночевать в палатках, появилась возможность поспать на мягком матрасе, под крышей деревянного домика, и добрая половина группы ею воспользовалась, а кто не захотел, тот по старинке поставил палатку :-) .

Немного погодя нас покормили, после чего мы отправились в баню – можно было попариться, помыться и сбрить наконец-таки эту уже мешающуюся десятидневную щетину :-) . Затем Челябинские ребята с Дашей отправились в Усть-Коксу за продуктами к прощальному ужину. Все были рады шашлыку, арбузу, фруктам, молочным продуктам, о которых так мечтали всю последнюю половину похода. За прощальным ужином было сказано немало слов благодарности и ребятам, и гидам, каждый мог высказаться и поделиться своими впечатлениями об уже практически закончившемся путешествии, и царила такая атмосфера, как будто мы все были знакомы сто лет :-) .

Вообще, каждый в этом походе раскрыл только свои положительные качества, благодаря которым поддерживался позитивный настрой группы, все тут сыграло свою роль: и жизнелюбие Светланы, и шебутной и веселый характер Даши, и шутки Челябинских ребят, и тонкое чувство юмора Толика, и его веселые члены семьи, да вообще все были молодцами, и прошли этот путь единым целым, без недовольства чем либо, и негатива, на доброй и веселой волне :-) . И, конечно же, наши гиды – Дима, Аня и Артем, которые не только вкусно и сытно кормили нас, но и всегда помогали как советом, так и делом, и рассказывали нам об этих удивительных и красивых местах – спасибо им за это! :-) .

После ужина несколько ребят остались сидеть в беседке до последнего, а все остальные разошлись по своими спальным местам – кто в домик, кто в палатку, все-таки уже хотелось спать. Но, как ни хотелось, а под шум веселых компаний, гуляющих в беседке, заснуть было непросто :-) .

День 9. Музеи Рериха и Старообрядчества, и дорога домой

В день отъезда на послеобеденное время было запланировано посещение двух музеев: Рериха, и Старообрядчества. До обеда каждый мог заниматься кто чем хочет. Мы со Светланой, Денисом и Настей решили сходить на слияние Коксы и Катуни. Светило солнце и постепенно начала подниматься жара. Шли мы вдоль быстрого и бурлящего потока Катуни, и, в конце концов, уткнулись в угол, образованный впадением в Катунь какой-то небольшой речушки. Идти дальше по Катуни уже не представлялось возможным, и мы стали подниматься вдоль этой речки, и только потом мы поняли, что это была Кокса – если возле моста она была широкой и быстрой, то в месте впадения в Катунь – заросшей травой и медленной.

Время было еще мало, и, присев отдохнуть под деревьями неподалеку от моста через Коксу, мы стали думать, чем заняться дальше. Настя захотела вернуться обратно на базу, а мы втроем пошли прогуляться  в магазин за перекусом для обратной дороги. На обратном пути зашли в сувенирную лавку. Хотя я уже набрал все что хотел, но еще купил пару небольших сувениров, а Светлане сразу приглянулся большой оберег для дома из кедра в виде домового с трубкой, который она и купила :-) .

Когда мы вернулись на базу, то почти сразу же услышали клич: «Белуха – обед» :-) . После обеда палатки принялась отвоевывать следующая группа туристов. В этот заход набралось уже больше 20 человек, и на базе заметно прибавилось народу. Такое странное чувство возникает глядя на них, как будто смотришь глазами выпускника на младшие курсы, и думаешь, что им только предстоит пройти этот путь, и они, так же как и мы 10 дней назад, и представить себе не могут, что их вообще ожидает дальше, в каких местах они побывают и какие красоты увидят, сколько они всего переживут за этот поход, и испытают самых разных эмоций :-) .

Тут Аня с Артемом собрали нас для какого-то мероприятия. Оказалось, что нам еще полагаются памятные грамоты о том, что мы ходили в этот поход – вроде мелочь, а приятно :-) .

После торжественного вручения, Челябинцы с Пашей, Гульнарой, и Дашей на машине собрались уже уезжать домой. Все пришли провожать их, и после их отъезда даже грустно как-то стало, уже начало приходить понимание, что все заканчивается.

Проводив ребят, мы стали думать, что делать дальше – машина за нами приедет только через час. От Артема поступило предложение напоследок сходить посмотреть на Катунь, и, может быть, искупаться, все-таки было жарко. На Катуни купался народ – можно было просто лечь на спину, и сильное течение тут же подхватывает, и несет до ближайшего поворота реки (метров 15), и выносит на отмель, если не успел затормозить ногами. Это не представлялось опасным, и те из нас, кто хотел охладиться, решили тоже так поплавать :-) . Вода по сравнению с Ак-Кемом показалась вообще парным молоком, а поток воды такой сильный, что когда заходишь примерно по колено, тебя уже сносит с ног, и подхватывает течением, а потом у поворота начинаешь, сбивая ноги, тормозить о камни :-) . Искупнувшись пару раз, пошли обратно. Тут нам позвонили, что подошла машина, и мы ускорили темп, быстро переоделись на базе, и поехали в Верхний Уймон по музеям :-) .

Непременно следует побывать в музее старообрядчества, где добрая бабушка Раиса Павловна, поговорками и притчами, бархатным голосом расскажет вам о жизни старообрядцев, заставит и смеяться и плакать, а в конце просто захочется обнять этого человека, просто потому, что от нее идет какая-то необъяснимая светлая и спокойная энергетика, и непременно купить хотя бы одну из ее книг, как для прочтения, так и для того, чтобы внести свой, хоть и небольшой вклад в развитие этого музея. После рассказа мы походили по музею, который представляет собой небольшой бревенчатый дом, и отправились дальше – в музей Рериха.

Раиса Павловна Кучуганова, музей старообрядцев в Верхнем Уймоне

Внутри музея старообрядчества

Музей старообрядчества на картина

Вход в мистическую страну Беловодье, картина в музее старообрядчества

Внутреннее убранство музея старообрядчества

Журавль в огороде музея старообрядчества

Там нам показали фильм о его жизни, а потом повели в сам музей с копиями его картин. Сначала тетенька с каменным лицом и однотонным голосом стала рассказывать нам о том, как по одному бревнышку собирали этот музей, потом мы перешли в картинную галерею. Глядя на некоторые из его картин, просто волосы на голове встают дыбом – надо же было так мощно написать, а именно так показать глаза, глядя в которые испытываешь какой-то трепет, и даже, может быть, страх. Но манера повествования тетеньки просто рушит все на корню. Сначала не выдержала и вышла Светлана, а потом за ней и я. В Усть-Коксе нас уже ждал автобус, поэтому Артем пошел забирать оставшихся ребят.

По приезду обратно в Усть-Коксу мы быстро подхватили свои вещи и пошли грузиться в автобус, который ждал нас уже, наверное, около часа. Перед тем, как окончательно уехать, заезжаем в кафе в центре поселка, чтобы перекусить перед дорогой. После вкусного ужина снова грузимся в автобус, и начинается наша ночная дорога домой. Тут, как обычно, накатило дорожное настроение: за окном еще виднелось небо, залитое остатками закатного света, на фоне которого проступали силуэты холмов и деревьев, и можно было просто спокойно посидеть и подумать обо всем том, что произошло за эти дни пребывания на Алтае. Я просто сидел и смотрел в окно, как вдруг неожиданно накатила такая волна благодарности, что чуть слезы из глаз не покатились – я просто был благодарен за то, что это все вообще произошло в моей жизни, что познакомился с такими интересными и разными людьми, за то, что мне просто довелось побывать в таком необычайно красивом месте – сказочном Алтае! И думая обо всем этом, становится немного тоскливо, потому что уже отчетливо понимаешь, что вот и все…

П. С. 1. Как-то дико после всего этого возвращаться в городскую духоту – сразу хочется хотя бы на несколько минут вернуться обратно, и подышать тем прохладным, горным воздухом, а все происходящее вокруг кажется таким чужим и лишенным всякого смысла, что слабо верится в то, что вообще придешь в себя после этого и начнешь жить так, как жил раньше. Но со временем угасают впечатления, и все возвращается на свои места, однако, все-таки, остается что-то внутри, что будет теперь тянуть тебя обратно – в горы…

П. С. 2. Приходил в себя я примерно месяц, причем как физически, так и морально. Физически болели колени и мозоли, а морально не мог еще переварить полученные впечатления, и мысленно летал где-то далеко в горах :-) .

П. С. 3. Возможно это излишние подробности, но я, все же, напишу. По приезду домой, я обнаружил пропажу одних трусов. Постепенно переворачивая в голове события прошедших дней, вспоминаю, что оставил их сушиться на перекладине деревянного домика на базе, после купания в Катуни в последний день – наверное, все-таки, я туда еще вернусь!!! :-)

<<<< Читать вторую часть отчета

Комментировать

Перед отправкой формы:

Мой новый проект: https://cifrokursy.ru - блог об онлайн-курсах маркетинга, программирования, аналитики и дизайна.