Фото отчет о походе к Белухе — дни 4-6

День 4. Снежный перевал Кара-Тюрек, туманное озеро Ак-Кем и 36 промокших ног

Утро выдалось солнечным, кругом весело носятся бурундуки в поисках чего-нибудь съестного, тихо. Постепенно вылезаем из своих палаток, раскачиваемся – сегодня нам предстоит подъем на высоту 3060 метров над уровнем моря (сейчас около 1700), на перевал Кара-Тюрек. Еще мало кто представляет, что нас ждет там, но, по словам гидов – это самый трудный день.

На завтрак быстрая овсяная каша с сухофруктами, хлебом, чай с сахаром, шоколад – нужно подкрепиться поплотнее. Я кое – как впихнул в себя чуть больше половины чашки, а остальное оставил бурундукам. Выдвинулись мы позднее, чем планировали, Алексей был уже далеко-далеко впереди, и только изредка мы замечали его фигуру вдалеке на подъеме.

Облака с подъема на перевал Кара-ТюрекШли мы практически только в гору, только изредка выходили на ровное место, и снова наверх. Сделали остановку у ручья пополнить запасы воды, т. к. в следующий раз воду можно будет добыть только на перевале, из снега. Внизу стало видно тропу, по которой мы поднимались, и наших лошадей, несущих припасы. Выдалась хорошая возможность пофотографировать водосборы, что так давно уже хотел сделать.

Водосбор

Водосборы - красивые цветы

И снова вверх. Постепенно с высоты стали открываться очень необычные и красивые виды. Где – то вдалеке в сторону нас стеной движется дождь или снег, постепенно закрывая за собой вершины гор, и, глядя на это, начинаешь испытывать необъяснимое спокойствие, умиротворение. Мысли где то далеко-далеко, только завывание ветра и чистый горный воздух, и ты как будто остаешься наедине с этим воздухом, облаками и горами, и всем своим существом начинаешь чувствовать все то, что происходит вокруг. И такое состояние присутствия, ощущение момента – оно едва уловимо, и длится буквально несколько минут, а то и секунд, но почему – то надолго врезаются в память те чувства, которые при этом испытывал.

Далекая вершина

Непогода

Совсем закрыло облаками

Облака с подъема на перевал Кара-Тюрек

Мы снова останавливаемся, чтобы пропустить наших лошадей и передохнУть. Только посмотрите в эти глаза… Такая незавидная у них судьба, а жеребенка, идущего за мамой, ожидает такая же участь, сейчас он только учится…

Лошади, несущие палатки и еду в походе к Белухе

Жеребенок идущий за мамой

Кажется, что мы находимся почти на уровне облаков, и можно даже наблюдать, как какое-нибудь маленькое облачко поднимается от земли все выше и выше к небу.

Небольшое облако

На уровне облаков

Постепенно нас начало окутывать густым туманом, начался дождь и мокрый снег, и мы одели дождевики. Для рюкзака у меня был второй целлофановый дождевик, но он не хотел держаться за нижнюю его часть и развивался на ветру. Спасибо Ане, что подмотала его пластырем так, что он закрепился на рюкзаке не хуже защитной накидки, а то бы все мои вещи промокли насмерть. :-)

Подъем на перевал Кара-Тюрек

А погода все портилась и портилась: ветер со снегом усиливались, видимость метров 10, а то и меньше, и мы шли уже по мокрому снегу, промокшие и заметенные ровным его слоем с правой стороны. Как долго тогда мы шли, вроде кажется все, показывается сквозь туман вершина перевала, а нет, еще один подъем… И, выбиваясь из сил, еле еле мы докарабкались на этот перевал, и не увидели ни белуху, ничего вообще, только кромешная мгла и снег вокруг. Но на самом деле все были на душевном подъеме – мы, наконец-то, забрались на перевал, а как необычно было увидеть снег в июле месяце, когда еще час назад, казалось бы, было лето. Быстро сделав коллективное фото, поиграв в снежки, мы бочком-бочком начали спускаться.

Коллективное фото на Кара-Тюреке

Автор фото: Павел Евграфов

Спускаться было конечно быстрее, но как мне показалось, труднее. Здесь видимо задействуются другие мышцы, которые дают о себе знать уже через небольшой промежуток времени. Немного спустившись, мы остановились перекусить на ногах апельсинами и шоколадом. Какие же вкусные апельсины были, каких, наверное, никогда никто из нас не ел. Вспоминали мы их потом еще долго. :-)  Идем дальше, иногда почти бегом. Под ногами слякоть, кое-где еще виден снег, а туман так до сих пор и не рассеялся.

И вот мы подходим к узкой тропинке вдоль почти (но не совсем) отвесной стены, по которой нам предстояло пройти. Разгруппировавшись по принципу «девочка-мальчик», потихоньку пошли. Глядя вниз, невольно задумываешься о жизни, и о том, что же будет, если, не дай Бог, покатиться кубарем с обрыва? Но, к счастью, обошлось без происшествий, только Алла немного пострадала в моральном плане, но мы, конечно же, все ее поддержали, кто словом, кто шоколадкой или конфеткой, и она немного приободрилась. :-) Дальше был курумник, даже как то повеселее стало, не все по ровной дороге идти, хоть по камням попрыгать. :-) После курумника пошло сплошное болото, лужи и слякоть. Ботинки уже промокли насквозь – в тот момент я очень пожалел, что не взял с собой резиновые сапоги.

Снова пошел дождь, причем неплохой такой, затяжной. Остановились на обед под высоким кедром – задерживаться и отдыхать там не было здравой идеей, и, перекусив орехами и сухофруктами, бутербродами с сыром и колбасой, мы пошли дальше – хотелось уже поскорее придти и отдохнуть, и переодеться в сухое. Скажу честно, уже начинали сдавать нервы, натерло бедренные кости от рюкзака, и идти  было сплошное мучение. Казалось, этому не будет конца – мы шли, шли и шли. И наконец – вот она, метеостанция, и озеро Ак – Кем, все окутанное туманом, и трудно даже представить, что в той стороне, где находится Белуха вообще что – то есть. Уже было до звезды и на все то, что находится у тебя под ногами, все шлепали не задумываясь по лужам – все равно уже ботинки мокрые, зачем их обходить. :-)

Озеро Ак-Кем в тумане

Автор фото: Павел Евграфов

И вот, наконец-то, мы пришли к нашему лагерю. Дождь помаленьку стихал, и мы поставили  палатки, переоделись в сухие вещи, у кого они, конечно, были, и уселись греться у костра. Белуха по прежнему была окутана густым туманом –  так и не хотела она нам сегодня показываться. Большинством голосов было принято решение, что сейчас самое подходящее время для апельсиновой настойки J. Пока готовился ужин, она была успешно распита всеми желающими. Судя по тому, как от одного глотка стало хорошо тем, кто ее выпивал, настойка оказалась довольно крепкой. Ну, конечно же, и голодный желудок сыграл здесь не последнюю роль. :-)

Дождавшись ужина, мы наконец-то первый раз за день поели горячего, и, рассредоточившись вокруг костра, начали вспоминать все то, что произошло с нами за этот трудный день, изредка поглядывая в сторону Белухи – не открылась ли она там? Итог дня был неутешительный: промокшие насквозь ботинки, вещи и рюкзаки, порванные дождевики, и одна погнутая треккинговая палка Паши J. Сейчас все казалось таким далеким и незначительным, и вспоминалось с юмором. Андрей – еще один гид, который встретил нас на Ак-Кеме, собрал промокшую обувь, и отнес сушиться в домик пограничников, за что им огромное спасибо.

Посидев еще немного у костра, все начали разбредаться по своим палаткам, все-таки день был не из легких. Белуха так и была в тумане…

День 5. Неудержимый утренний восторг, осуществление желаний и глаза Белухи

Утром меня разбудили восторженные возгласы, которые раздавались со всех сторон лагеря. Еле продрав глаза, я поспешил выбраться из палатки, и только высунув голову, замер на месте. Вдалеке, отражая солнечный свет, стояла ослепительно белая стена. Это было нечто величественное и мощное, и, казалось бы, не соответствующее российским пейзажам. Ту мощь и силу, которая исходит от этой горы, не передать ни словами, ни фотографией, в этом месте нужно просто побывать и увидеть это собственными глазами. Да и вообще, озеро Ак-Кем и Белуха – это вообще будто другой мир, обособленный от остального со всех сторон горными склонами.

Фото "Гора Белуха"

Пока не испортилась погода, я побыстрее вылез из палатки и пошел фотографировать Белуху и окрестности озера Ак-Кем. Начало пасмурнеть, по верхушкам деревьев начали стелиться облака, и, в конце концов, Белуха опять пропала из виду.

Фото горы Белухи

Озеро Ак-Кем и бочки МЧС

Палатки на озере Ак-Кем

Белуху закрывает облаками

На этот день у нас был запланирован радиальный выход к часовне Архангела Михаила и Ак-Кемскому леднику. Я пошел забирать кроссовки у пограничников, и немного удивился, что они уже почти совсем сухие. А в домике то тепло, топится печка – не сравнить с палаткой. Но хорошего помаленьку, и поблагодарив ребят, я вышел завтракать.

Заснеженная вершина близ горы Белухи

Метеостанция на озере Ак-Кем

В радиалку мы пошли налегке – наконец-то за плечами не приходится тащить огромный рюкзак! Нас повел Андрей, рассказывая по пути об окрестностях и интересных моментах здешней жизни. Под ногами было сыро, но стараясь обходить большие лужи, мне удалось сохранить кроссовки почти сухими. Путь к часовне лежал вдоль ручья Ак-Кем, вытекающего в озеро, через несколько мостиков, а потом по камням. Бывало, шли прямо по пересохшему устью, вдоль маленьких ручейков по чистейшему песку.

Подвесной мостик через ручей Ак-Кем

В сторнону Ак-Кема и метеостанции

Белуха пряталась за облаками. Дойдя до часовни, мы сделали привал, чтобы перекусить и зайти вовнутрь. В часовне, конечно, своя атмосфера – тихая, спокойная. Молча и аккуратно ступая по полу, только крутишь головой по сторонам, рассматривая иконы. Светло, вокруг – иконы, у дальней стены – место для свечей. Немного посидев, выходим наружу. Здесь мы слегка перекусили за столом около часовни, и разбились на две группы – одна пойдет назад, а мы – к Ак-Кемскому леднику.

Часовня Архангела Михаила у подножия Белухи

От часовни мы шли в основном по курумнику, изредка выходя на ровные тропинки. Погода никак не хотела налаживаться, поэтому, дойдя до места с хорошим видом на ледник, мы сделали привал перед обратной дорогой. Хорошо перекусив, и сделав несколько фотографий, мы пошли обратно.

Ледник Ак-Кем

Вид в сторону озера Ак-Кем

С озера кажется, что часовня так близко, а на деле – ходили мы довольно долго, и пришли уже после обеда. Ноги сопрели и горели, и такой кайф было зайти в ледяную воду Ак-Кема после этой длинной прогулки!

Фотоаппарат мой сел напрочь, и я собрался идти на метеостанцию, где была возможность зарядить аккумулятор за 100 рублей. Получив доп. задание заказать лепешек, и надев резиновые сапоги Димы, я через болото побрел к станции. Лепешек я, конечно, заказал, а вот зарядить фотоаппарат не получилось – «Приходите после восьми, когда включим генератор». Ну и ладно. Пошел обратно.

Расскажу про любопытное совпадение, которое произошло дальше. Как говорил Андрей – «Будьте осторожнее со своими желаниями, здесь они сбываются очень быстро. И в основном те, о которых вы, казалось бы, и не помышляете». Примерно через час к нам подошел парень, и спросил зарядку от никона. А у меня как раз-таки никон, и взяв зарядник, он с радостью согласился зарядить и мою батарею. Я был, конечно, удивлен такому развитию событий, но и, честно признаться, немного опасался, как потом оказалось, напрасно – вечером он принес и зарядник, и заряженный аккумулятор. Вот такое случайное совпадение, а, может и не случайное… Да и вообще, ребята подмечали несколько таких случаев, когда захочешь чего-то, а это через некоторое время сбывается, когда и думать уже об этом перестанешь. Конечно, я говорю про вполне обычные вещи, например «скушать того-то, того-то» ну или что-то подобное, реальное для этих мест и складывающихся обстоятельств.

Раз уж пошла такая тема, то напишу и про историю, рассказанную Андреем, и произошедшею с одной парой, которая отправилась в свое последнее перед расставанием путешествие. Так вот, ночью, когда они спали в палатке, с горы скатился огромный камень, и упал прямо на них. Вот и действительно, для них это стало последним путешествием… Так что, повторюсь, как говорил Андрей – будьте осторожны со своими желаниями, здесь они имеют свойство сбываться очень быстро.

Вечером была баня. Как хорошо было смыть с себя все недельные поты и погреться. А попарившись, занырнуть в ледяную воду Ак-Кема – это вообще что-то непередаваемое – а потом снова греться. После бани так расслабило, что я кое-как дошел до лагеря. :-) В лагере уже ужинали, Дима принес лепешки с метеостанции, еще горячие, а какие вкусные… :-) Хорошо поужинав, мы рассредоточились вокруг костра – после бани и такой вкусной еды все были в каком-то блаженно-расслабленном состоянии – казалось бы, что еще нужно для счастья. :-)

Погода начала немного налаживаться, и сидя у костра, мы могли наблюдать, как из облаков то и дело показываются вершины Белухи.  И тут в один момент Гульнара закричала: «Смотрите, там глаза!». Мы все устремили свои взгляды на Белуху, пытаясь разглядеть то, что она увидела. Кому то это удалось, кому то нет, и мне, как я ни старался вглядеться, не удалось увидеть то, что увидела Гульнара. Но когда она так эмоционально рассказывала про это, по спине просто бежали мурашки: «Там было лицо, и эти глаза – такие живые-живые!» — даже сейчас, когда пишу это, снова бегут мураши. :-) Наверное, ей нужно было это видеть в тот момент, за этим, может быть, она и попала сюда, и она, как никто другой, этого заслужила. :-)

Начинало смеркаться, у костра остались самые стойкие, да и те, немного посидев, разбрелись по палаткам спать.

День 6. Грандиозный вид из долины Ярлу, Эдельвейсы и каменный город

Каждым Ак-Кемским утром нам открывалась Белуха, освещенная солнечным светом – и это утро не было исключением. Все-таки как необычно, выходя из палатки, наблюдать такую величественную картину! Обычно по утрам мы вставали довольно рано – просто невозможно было спать из-за солнца, пробивающегося сквозь палатку, и голосов уже вставших ребят. И так хотелось поспать еще, что часто думалось – лучше бы остался дома. :-) Но всегда, выходя из палатки эти мысли мгновенно испарялись. :-)

Гора Белуха, фото

На этот день у нас был запланирован радиальный выход в долину р. Ярлу. Как всегда, мы позавтракали, раскачались и пошли. По рассказам Андрея, идти было не так уж и далеко – «Воооон за ту горку» — показывал он нам рукой на ближайший за Ак-Кемом холм. Ага, как бы ни так. :-) Чтобы дойти до той горки нам пришлось спуститься на несколько километров вниз по реке Ак-Кем до ближайшего моста, а потом раза в три дальше в обратную сторону вдоль пересохшего русла реки Ярлу, которая сейчас представляла собой небольшой ручей. Нам предстояло пересечь этот ручей в нескольких местах, прыгая через него с камня на камень, и в одну из таких переправ Костя решил искупаться в Ярлу. Ну как решил, упал… Я шел почти в самом конце, и не заметил, как это произошло, увидел только тогда, когда ему уже помогали выкарабкаться из воды, благо ручей здесь был совсем небольшой, и он быстро выбрался. Ребята дали ему сухие вещи, у кого что было, он переоделся, и мы пошли дальше.

Казалось, что шли мы уже очень долго, и вдоль реки, и по лесу и все не могли придти. Остановились в небольшой чаще недалеко от долины, сбросили лишние вещи, и налегке вышли к каменному городу.

Каменный город в долине реки Ярлу, фото

Как по мне, так ничего удивительного здесь нет, за исключением грандиозного вида из долины на перевалы. Даже Эдельвейсы не произвели особого впечатления. Перед походом, когда читал отзывы, все так нахваливали эти цветы, как нечто неземное, что я даже не стал смотреть фотографии, чтобы было больше впечатлений. Но увидев их, меня постигло небольшое разочарование, где-то послышалось – «И это те самые Эдельвейсы?» — значит не меня одного. :-) Не, ну пахнут они конечно вкусно. :-)

Цветы эдельвейсы фото

Посреди каменного города лежит камень силы. Не знаю, кто его так назвал, и какую силу он в себе несет, но я ничего такого не почувствовал, может быть кто-то что-то и чувствует здесь, я не знаю. Здесь повсюду можно видеть людей, сидящих в разных позах, и даже лежащих, видимо медитирующих и пытающихся прочувствовать силу этого места, ну и просто отдыхающих. :-)

Камень силы в долине Ярлу

Я, конечно, ничего не могу, и не буду говорить против этого места, но мне почему-то захотелось поскорее выйти отсюда, и я пошел побродить по окрестностям. Немного дальше был лабиринт, выложенный из камней и не имеющий выхода. Интересно.

Лабиринт из камней в долине Ярлу

Но самое большое впечатление от этого места оставил только этот грандиозный вид из долины Ярлу. :-)

Вид на перевалы из долины реки Ярлу

Вид из Долины Ярлу

Перевал Кара-Тюрек из долины Ярлу

Вдоволь нагулявшись в долине Ярлу, мы подобрали оставленные вещи, и побрели назад. Шли мы уже немного другим путем, и показалось, что быстрее. Возле переправы через Ак-Кем мы обнаружили Диму, который оставался здесь чинить шнурки, и за то время пока мы ходили даже выложил целую каменную пирамиду.

Аккуратно перебравшись через болото возле метеостанции, приходим к нашему лагерю. Было жарко, ноги после такой прогулки горели, да еще и пару мозолей прибавилось, и зайти после этого в холодную воду Ак-Кема было опять-таки неописуемым удовольствием. :-)

Оставшуюся часть дня у меня просто не было уже сил куда-то идти. Те, кто вчера не ходил к часовне, пошли сегодня, самые стойкие челябинские ребята с Артемом решили сходить к семи озерам, а я, и еще несколько человек остались в лагере. Можно было просто отдохнуть, посидеть и посмотреть на залитую солнцем Белуху, что я и сделал – благо в этот день погода выдалась безоблачной. По озеру то и дело пролетала с редкими криками пара гусей оранжевого окраса (уже не помню точное название). Вообще, мы наблюдали их с самого первого дня нашего пребывания на Ак-Кеме, и все хотелось их сфотографировать, но не получалось – слишком близко гуси подлетали очень редко, и сейчас они приземлились на противоположном берегу. Вот все, что получилось снять в тот день.

Гуси на озере Ак-Кем

Насидевшись возле озера, решил подняться с фотоаппаратом повыше в лес. К сожалению, ничего я там интересного не нашел – до конца подъема идти не было желания, а в лесу даже птички встречались редко. Спустился около бочек МЧС, и тут встретился еще один обитатель здешних мест – белый кот (почти белый :-) ) с оранжевыми пятнами.

Кот на Ак-Кеме у бочек МЧС

Дело шло к вечеру, группа уже вернулась с часовни, и мы сели ужинать, не дождавшись ребят с озер. Но и они пришли в скором времени. Тут послышался крик со стороны озера: «Скорее идите сюда, это нужно видеть! Кто-нибудь с фотоаппаратом, снимите это!». Кричала Аня. Фотоаппарат у меня лежал возле выхода в палатке, и, взяв его, я пошел посмотреть, что же такое она увидела. Красивый свет заката освещал все вокруг – и небо, и землю, и горы, а в глади Ак-Кемского озера отражались розово-оранжевые облака. Конечно, на фотографии все выглядит не так красочно, как происходило в реальности, но что-то все равно получилось передать. :-) Повернувшись в обратную сторону можно увидеть Белуху, наполовину закрытую плотным слоем облаков.

Закат на озере Ак-Кем фото

Белуха в тумане, фото

Потом пришел Толик со штативом, и я попросил у него попробовать поснимать. Первый опыт съемки со штатива оказался не очень удачным – тогда я не знал, где в настройках находится задержка спуска затвора, поэтому большинство фотографий получились смазанными из-за шевеленки. Да и вообще, я только по прибытию на Ак-Кем вспомнил про диафрагму, а про ISO так и вообще забыл, и оперировал только выдержкой. Только дома, после похода, проанализировав все ошибки, я прочно связал эти параметры в голове. Так что благодаря этому походу у меня еще и закрепились технические навыки фотографии. :-)

Стало темнеть и заметно холодать, и все окружили костер. Кто-то уже спал, а кто-то, как всегда, оставался сидеть у костра до последнего – если уж пошел в поход, то нужно взять из него все, поспать можно и дома. :-) Тем более у костра вечером особая атмосфера тепла, спокойствия и уюта. Подходил к концу наш последний день пребывания на Ак-Кеме, завтра мы отправляемся в обратную дорогу.

<<<< Читать первую часть отчета                                                                                                         Читать третью часть отчета >>>>

Комментировать

Перед отправкой формы:

Мой новый проект: https://cifrokursy.ru - блог об онлайн-курсах маркетинга, программирования, аналитики и дизайна.