Фото отчет о походе к Белухе, дни 1-3

Уже давно я мечтал побывать на Алтае, но не в таком месте, как, например, Чемал, с которого началось мое знакомство с Алтаем в 2008 году, а настоящем, Горном Алтае, подальше от цивилизации. Вообще после окончания университета уже были мысли просто собраться, сесть на велик и поехать (конечно, это были просто пустые мечтания, не больше :-) ), но останавливало то, что не было ни опыта, ни денег, а также  истории с медведями, и пьяными алтайцами, да и просто страх перед неизведанным.

И вообще, хотелось понять, а надо ли мне это вообще? Смогу ли я? Вот поэтому решено было пойти в 10-дневный поход. И надо сказать, что теперь у меня есть хотя бы представление о походной жизни. Ну и, конечно же, бесценный опыт и знакомство с новыми, интересными людьми.

Итак, за месяц до даты похода, был куплен тур на 6 Июля 2015 года, и начались сборы. Так как рюкзаки с палатками и спальниками выдавались тур фирмой, задача немного упростилась. Было куплено немного новой одежды (влагоотводящая футболка, шорты и т. п.), трекинговые кроссовки, и всякие мелочи. Вообще, я думаю для тех, кто собирается в свой первый поход, будет полезным список необходимых вещей в походе, и информацию о том, где их можно приобрести – если бы я нашел такую информацию, когда готовился в поход, это бы значительно упростило задачу и сэкономило бы время. Итак, вот список вещей, необходимых в походе, по которому я готовился.

Что взять с собой в поход?

1) Непродуваемая ветром весеннее-осенняя куртка с капюшоном;

2) Дождевики – брал 2, один целлофановый для рюкзака (25 руб.), другой для себя из ПВХ (~ 120 руб.). В Новосибирске можно купить в Галамарте. Вообще, не пожалейте денег, и возьмите хороший непромокаемый плащ, и накидку для рюкзака, все это очень пригодится;

3) Треккинговые ботинки – брал треккинговые кроссовки в Триал-спорте за 3500 руб.;

4) Легкие сетчатые тапочки – на барахолке 1000 руб. Можно сланцы;

5) Сидушка из каримата (подпопник или просто ХОБА) – Спортмастер, 190 руб – обязательно, очень пригодится для сидения на твердых, мокрых, грязных, холодных поверхностях;

6) Спортивный костюм и теплую шапочку. Очень желательно взять теплый зимний свитер, так как погода совершенно непредсказуема, мне он очень пригодился;

7) Хлопчатобумажные перчатки;

8) Футболки 2 — 3 шт., желательно чтобы хотя бы одна была влагоотводящей – она быстро сохнет. В Интер-спорте можно по распродаже взять по низкой цене, я брал за 250 руб., + там же шорты за 500 руб.;

9) Шерстяные носки, 1 пару – одна из самых спасительных вещей в походе, греют даже если промокли, на голую ногу.

10) 3-4 пары тонких носков;

11) Кепка от солнца;

12) Солнцезащитные очки и крем. Если без первого я как то обошелся, то без второго явно было не обойтись. Обязательно берите солнцезащитный крем, он спасет вас от ожогов. Маленького тюбика вполне хватит, продается в любой аптеке;

13) Купальник / плавки – само собой разумеющееся;

14) Фонарик – желательно налобный, брал в Галамарте за 80 руб;

15) Складной нож – не обязательно, но можно, покупал в Ленте небольшой китайский за 200 руб.;

16) Запасные батарейки для фонарика – не пригодились;

17) Личный комплект посуды, или КЛМН – кружка, ложка, миска, нож. Кружку с толстыми стенками можно купить в Чемпионе – брал за 200 руб., металлическую миску покупал в том же Галамарте за 90 руб.;

18) Предметы личной гигиены – сами берете то, что по вашему мнению потребуется. Мой список: небольшой баллончик с пеной, бритва, мыло, щетка, тюбик с остатками зубной пасты, влажные салфетки;

19) Лекарства: мозольные пластыри (обязательно), бинт, эластичный бинт (обязательно, можно 2), йод, обезболивающие, от простуды. Плюс личный набор ваших лекарств.

20) Фляжку под воду – необязательно, но можно, мне пригодилась – брал в Ленте за 150 руб.;

21) Небольшую надувную подушку на шею – хорошая штука, в Чемпионе за 90 руб.;

22) Деньги и паспорт. Деньги понадобятся по-любому, 3000-5000 вполне хватит;

23) Перекус в дорогу.

Сейчас я бы добавил сюда несколько вещей, которых не хватало в походе: резиновые сапоги и рулонный пластырь.

В день покупки тура я приобрел и зеркальный фотоаппарат начального класса – Nikon d3100. Вообще, я давно мечтал зеркалке, и дополнительным стимулом к покупке послужил поход – хотелось запечатлеть все красоты тех мест в приемлемом качестве, а не просто на мыльницу или телефон. Купил с рук, в комплекте шла флешка, сумка, kit и телеобъектив, а также различная мелочевка. Кстати, сумку я с собой не взял, а положил его в оставшийся со школы тряпочный рюкзак, о чем впоследствии пожалел – таскать его в рюкзачке не так уж и удобно, так что если берете с собой в поход зеркалку, то обязательно в сумке – это и удобнее, и безопаснее для фотоаппарата. Перед поездкой я снимал всего пару раз, и немного разобрался в ручном режиме съемки, так что поход для меня был еще и хорошей фотографической практикой. :-)

И вот, 6 Июля нас погрузили в автобус, и началась дорога на Алтай. Всегда любил уезжать из города. Вообще, дорога – это особое состояние, когда сидишь и просто смотришь в окно, в предвкушении чего-то нового, и думаешь только о том, что завтра ты будешь в уже совершенно другом месте.

Проснувшись рано утром в автобусе, как и семь лет назад, замечаю все те же пейзажи – небольшие холмы, укрытые сверху плотным слоем облаков, а иногда и крутые обрывы внизу – сон как рукой снимает, хочется просто сидеть и смотреть на все это из окна автобуса.

Наши палатки на турбазе "Уймонский ковчег"К обеду мы уже были на базе отдыха «Уймонский ковчег» в п. Усть – Кокса, где нам пришлось долго ждать обеда и очереди размещения в палатках, которые еще были заняты предыдущей группой, от них мы наслышались много страшных историй про то, через что нам предстоит пройти. Тогда мы, конечно, и представить не могли, куда мы действительно вообще собрались. :-)

После того, как мы упаковали все вещи по рюкзакам, поиграли в волейбол, поскитались по турбазе, нас наконец-то покормили, и провели инструктаж по технике безопасности и дальнейшим действиям.

День 1. Начало

На следующее утро, после первой ночи в палатке, меня схватил дикий мандраж от холода, и где-то на границе сознания начала закрадываться мысль «Где я вообще, и нафига я сюда поперся?». Но мандраж прошел, а вместе с ним и упаднические настроения. Мы позавтракали, погрузились на УАЗики, и нас повезли в Тюнгур. Из Тюнгура около 7 км. нас везли на ГАЗ 66, и вот, все надели рюкзаки, намазались от души кремом от загара (обязательный пункт, иначе можно сильно обгореть на солнце) и, наконец то, началась пешая часть. Кстати, для меня было открытием, что весь вес рюкзаков опирается на бедренные кости, а лямки свободно болтаются чуть выше плечей – а я то, глупый, думал, что придется тащить рюкзак на плечах. :-)

Фото отчет о походе к Белухе, день 1

Река Кучерла

Конечно, в первый день нагрузка была небольшой, но все равно, для неподготовленного организма было немного тяжеловато. Дорога шла в основном по лесу, вдоль реки Кучерла, по сторонам обычные, знакомые Чемальские пейзажи, но все равно хорошо: тишина, шум реки, идешь себе спокойно, наслаждаешься. В чем плюс, что никто никуда никого не гонит, все идут в своем темпе, и можно не спеша идти, и просто наслаждаться происходящим, да еще и комаров почти нет – вообще красота.

Беседка и камень с пертроглифами

Петроглифы

Первая наша стоянка была возле вот такой вот беседки и большого камня с петроглифами. Мы перекусили, немного побродили и пошли дальше. К вечеру, когда мы уже подходили к месту ночевки, начался дождь, но мы успели укрыться под тентом, и стали ждать наших лошадей, которые несли еду и палатки. Поставили палатки, и за ужином решили провести вечер знакомств, где каждый рассказал свою историю, среди которых были совсем необычные и красивые (Гульнара :-) ). Также были неожиданные и интересные совпадения. Набралось нас ни много, ни мало 18 человек вместе с гидами со всех уголков нашей, и не только нашей страны: Алтайский край (Михаил, Дима), Кемеровская область (Настя), Архангельск (Толик), Пермь (Толик, Алла), Новосибирск (Аня, Артем, Денис, Светлана, еще Светлана, и я), Москва (Даша), Челябинск (Костя, Паша), Новый Уренгой (Паша), и даже Бельгия (Гульнара).

Немного посидев у костра, все пошли спать, т. к. опять начался дождь, который шел почти всю ночь. Нельзя, конечно, не рассказать о том, какие там звезды. Когда ночью я вылез из палатки, поднял глаза на небо, то просто замер, открыв рот: так много звезд и так близко я не видел даже в деревне.

День 2. Долгий подъем к Кучерлинскому озеру, и впечатляющий вид

Следующее утро встретило нас густым, красивым туманом, который окутал все вокруг. У многих, в т. ч. и у меня ночью промокли спальники, да и спать было холодновато. Но показалось солнце, и все стали вытаскивать свои вещи посушиться. Позавтракав, пофотографировав, сложив все вещи и палатки, мы отправились дальше. В этот день нам предстояло дойти до Кучерлинского озера.

Туманное утро

Лошади в тумане

На зарядку становись!

После разминки первого дня было идти значительно легче, да и рюкзак уже казался не таким тяжелым (зато какая легкость ощущается, когда все-таки скидываешь рюкзак с плеч!). В принципе, в первой половине дня не было ничего знаменательного, мы шли, делая время от времени короткие передышки, преодолели пару бродов с ледяной водой – какое все-таки удовольствие пройтись по ледяной воде в сетчатых тапочках после нескольких часов ходьбы в кроссовках! К полудню мы добрались до беседки возле ручья, напились (кстати, воду можно пить из всех источников, кроме луж, конечно, и везде она немного отличается на вкус), умылись, и пообедали. Обед был походный – колбаса, сыр, черный хлеб, яблоки, орехи. Кстати говоря о еде: хватало всем, нареканий здесь никаких нет, никто голодным не оставался, спасибо гидам Артему, Ане и Диме за это :-) , да и вообще, они молодцы.

Привал возле беседки

Еще один интересный момент: в крыше беседки была найдена бутылка с апельсиновой настойкой, и надписью: добрым людям для согрева от таких – то таких то (не помню уже дословно), и дата вчерашнего дня. Настойка была успешно припрятана гидом Димой в рюкзак до подходящего случая :-) .

Итак, пообедав и отдохнув, мы вялой походкой снова отправились в путь – идти на полный желудок было немного тяжелее, чем в первой половине дня (да что там немного, значительно :-) ).

Все идем и идем

Отойдя немного от нашего места обеда, нам открылся, наверное, первый впечатляющий вид. Было решено остановиться здесь ненадолго, и пофотографировать. Конечно, если бы не было ели и березы на переднем плане, то получилось бы удачнее,  но нужно было догонять группу, поэтому подняться повыше было уже не вариант, и мы пошли дальше.

Река Кучерла и заснеженные вершины вдалеке

Дальше было несколько, небольших спусков и подъемов, передышек, и мы дошли до самого крутого на этот день подъема на Кучерлинское озеро. Сказать, что мы забрались туда легко и быстро – означало бы нагло соврать. Карабкались мы долго и трудно, делая передышки в каждом удобном месте. Мысли «за каким делом я сюда вообще поперся!» звучали в голове все отчетливее. Но нас кормили обещаниями о красивом виде, который откроется перед нами, когда мы заберемся наверх. И мы ползли из последних сил. И мы доползли! Но никакого вида не открылось, сначала показалось – что нас обманули! Оказывается, нужно было пройти еще дальше. Здесь мы с ребятами собрали дров для нашего костра, а женский состав нашей группы пошел смотреть на Кучерлинское озеро. И когда мы, наконец-то, с дровами, подошли на обзорную площадку с видом на озеро, то я понял, что это того стоило! Эту картину не передать ни словами, ни фотографией, это просто надо увидеть, прочувствовать, пройти этот путь, и увидеть все это своими глазами! Потом рассказывали, что Даша даже заплакала, увидев все это после такого долгого и утомительного подъема :-) .

Кучерлинское озеро, фото

Кучерлинское озеро - фото

Озеро Кучерлинское

Как бы мы ни хотели побыть здесь подольше, но дело шло к закату, и мы похватали вещи и дрова, и начали спускаться к месту нашей ночевки у озера. Уставшие, но довольные мы развели костер и поставили палатки. Паша из Челябинска даже хотел было помыться в озере, но зайдя где-то по пояс, быстро пошел на берег – вода то, все-таки, прохладноватая. Ужинали уже в темноте, при свете налобных фонариков, посидели немного у костра, посмотрели на звезды, и пошли спать.

День 3. Все выше и выше: переход под перевал Кара-Тюрек

Утро третьего дня нашего похода выдалось очень солнечным – хорошая возможность постирать грязные и просушить мокрые вещи :-) . Подбодрившись, зарядившись, позавтракав, и собравшись, мы снова побрели в путь – обратно на смотровую площадку Кучерлинского озера, а оттуда уже немного правее нашего вчерашнего маршрута и снова подъем в гору.

Солнечное утро на Кучерлинском озере

Кучерлинское озеро - фото напоследок

Чего я не ожидал, так это того, что у меня начнут болеть колени. Наш проводник Аня посоветовала перемотать их эластичным бинтом для снятия нагрузки, благо я их взял с собою целых два. И действительно, идти стало намного легче.

Всю первую половину дня мы шли по лесу в гору, изредка были короткие спуски, и снова наверх. Поднимаясь все выше и выше, мы через листву деревьев начали замечать все новые и новые картины – то заснеженные вершины, то речку далеко-далеко внизу, то небольшой водопад на склоне скалы. И, наконец, к обеду мы вышли на открытую полянку. Завывание ветра здесь слышно как в зимнюю метель, а воздух такой чистый, что замечаешь это практически сразу, и стараешься надышаться им как можно больше. А вокруг горы, заснеженные вершины… Где-то далеко в дымке  долина р. Кучерла, и кажущиеся бесконечными склоны холмов.

Вид с обзорной площадки на долину реки Кучерла

Вид с обзорной площадки

Плотно перекусив, мы немного отдохнули, поснимали окружающие красоты. Какое-то грустное умиротворение ненадолго поселяется внутри (наверное от пасмурной погоды), когда сидишь и смотришь вдаль, на горные склоны в долине Кучерлы. Неожиданно на макушку ели приземляется Кедровка, и начинает громко кричать, будто бы выгоняя нас со своей территории. Они вообще были нашими спутниками всю дорогу от Кучерлинского озера до перевала Кара-тюрек, сопровождая нас своими криками в чаще леса.

Кедровка - фото

И вот мы снова двинулись в путь. Чуть дальше поляны перед нами открылся еще более красивый вид на долину Кучерлы, и пришлось сделать привал :-) .

Долина Кучерлы

Вид с места привала

На привале

Нафотографировавшись, идем дальше. Набираем воды из ручья, т. к. следующий будет нескоро, тропа ненадолго пошла вниз. Мы спустились в небольшую низину, завывание ветра здесь сменяется непривычной тишиной, и даже бурундуки почти неслышно шлындают вокруг, перебегая с места на место. Снова небольшой подъем, и мы приходим к месту нашей ночевки, где нас застает дождь. Ставить здесь палатки – одно мучение, кругом камни, и место под колышек находится с большим трудом. С горем пополам справившись с этой задачей, принимаемся готовить ужин и собирать дрова.

Вечером за ужином все собрались у костра, Артем порассказывал историй про черного альпиниста, шишигу и пр. На Алтае много различных звуков, в том же шуме горного ручья или реки можно услышать шепот, слова призыва о помощи, или свое имя, и бывали случаи, что люди выходили на такой призыв среди ночи из палатки и бесследно исчезали.

Тут в темноте появился образ человека, он подходил все ближе и ближе, и постепенно в отраженном свете костра можно было разглядеть его лицо. «Можно посидеть с вами?» — спросил он, «Конечно можно, присаживайся» — ответили мы на его просьбу. Алексей из Тюмени, как оказалось, идет один, тем же маршрутом что и мы. На вопросы «Как вообще одному в походе?» он отвечал: «Нормально, идешь сам себе, никто не торопит, не отвлекает». На самом деле, конечно маршрут довольно популярный, и люди здесь встречаются на всем протяжении пути постоянно, а в местах ночевки всегда есть кто – то еще, поэтому я тоже думаю, что в этом нет ничего страшного, но все-таки лучше идти вдвоем или втроем, а то мало ли что. Завтра рано утром он будет выходить на Кара-Тюрек, что бы успеть к вечеру до озера Ак-Кем и Белухи, мы же собираемся чуть позже. В общем, к слову говоря, в дальнейшем он практически стал членом нашей группы, и до самого возвращения в Усть-Коксу шел с нами.

Становилось поздно, и народ стал понемногу разбредаться по палаткам. Когда в темноте я отошел немного в глубину леса, извиняюсь за подробности, по малой нужде, меня охватил первобытный страх, видимо навеянный историями у костра. Когда светишь вперед налобным фонариком, кажется, как будто смотришь в пустоту – такая зловещая темень и тишина вокруг, и только стволы ближайших деревьев помогают почувствовать пространство, жуть короче, бегом обратно в палатку :-) .

«Бутылка кефира пол батона…» — слышалось в соседнем лагере. Спать…

Читать вторую часть отчета>>>>

Комментировать

Перед отправкой формы:

Мой новый проект: https://cifrokursy.ru - блог об онлайн-курсах маркетинга, программирования, аналитики и дизайна.